Интерпретации

 

Форма, всегда главная забота дизайнера, вела в советское время к непрерывным экспериментам с ограниченным набором, скажем так, «налички»:  легально достать  требуемый материал для работы было практически невозможно.  Иногда получалось даже лучше: материал, взятый взамен отсутствующего, проявлял  характер и вдруг оказывалось, что в этом и заключалась интрига  формообразования: незнакомые свойства материала как бы «вытягивали» художника на нестандартные решения.

Предлагаю вашему вниманию некоторые эксперименты с распространенными тогда материалами.   Фактически,  это варианты  использования  материалов  «не по назначению».

Трикотаж  (сатинового плетения, т.е. хорошо тянущийся в разных направлениях)

Ткань на каркасе

Ткань на трубчатом каркасе

Обратите внимание  на блики в верхней части капота: на самом деле это не блики, а просвечивается ткань от светильника, установленного позади  макета.

Ткань на проволочном каркасе

(макет трактора в М 1:10)

Ткань на деревянном каркасе

Все показанные макеты прекрасно выглядят в выставочных условиях: мягкие полутона белой ткани  обращают на себя внимание, хорошо запоминаются. Но если выставкой не заканчивается и надо двигаться дальше, натянутую ткань путем эпоксидирования можно перевести в твёрдое состояние.  Надо знать, однако,  некоторые приёмы, облегчающие процесс доводки тканевого макета. Чуть-чуть об этом – на следующем примере.

Ткань на геодезических зондах

Этот макет не сохранился, почему эксперимент и показан в компьютерном изображении. А характерным для эксперимента  было то, что ткань, плотно прилегающая к упругим  зондам,  не давала  усадки на следующем этапе — схватывании эпоксидной смолы. Ткань же на трубчатом или деревянном каркасах, независимо от степени натяжения, в процессе  эпоксидирования всё таки ведет, что требует значительных усилий при окончательной доводке формы.  Скажем по простому: ткань при эпоксидировании нужно снизу чем-то подпирать (или сверху чем-то пригружать). В таком случае искажения поверхности будут минимальными.


Гибка бревен

Также по новому можно использовать бревна традиционного деревянного сруба. Стоит только эти бревна – эка невидаль – согнуть. В самом деле: зачем собирать стены из прямых брёвен, бороться за их геометрию, а потом в стенах выпиливать дыры-окна и дыры-двери? А если отогнуть концы брёвен, запустив, тем самым, свет внутрь сруба, поймать солнечные лучи в самое полезное время суток? Да еще скрыть потаённое от зрителей улицы! Таким же образом  исполнить двери, организовав выходы во двор, на террасы, на крышу дома! Впрочем, жители села гнуть бревен  не станут – это не бюджетный вариант, а вот желающие жить в трёхэтажных хоромах, пожалуй, возможности отличиться не упустят!

Пусть анимационное изображение якобы сельской хаты не ограничивает вашу фантазию: можно воплотить царские объёмы в предлагаемой здесь технологии (тому, кто соблазнится этим типом формообразования и пожелает выстроить коттедж в таких формах – помогу, начиная с проекта).                                                                          Компьютерная анимация – арх. А.Локотко

Гибка металлопрофиля

Сегодня металлопрофиль – материал, используемый для производственных построек или опалубки. В Японии – всё по японски: материал используется шире, в том числе для жилья. Привожу снимок японской постройки, где этот материал гнётся роликами поперек направляющих: такая гибка требует специального оборудования. У меня  гибка  оставляет направляющие прямыми и не требует спецоборудования!

Профилированный лист укладывается на упрощенную деревянную опалубку, где уже размещен  листовой металл. Металлопрофиль, будучи пригруженным, тоже легко прогибается, ложится на лист и пристреливается к нему заклепками. (см. рисунок). Потом сверху укладывается другой лист металла и вновь используется заклепочник. Всё! Получившийся сэндвич – жесткий, но он может исполняться и вдвое толще (т.е. жестче), надо только гребни соседствующих слоёв навести друг на друга и скрепить тем же способом.  Потом — покрывающий лист металла, опять заклёпочник, и двухслойный сэндвич готов! Преимущество технологии: никаких отходов! Даже если форма вьётся спиралью — как  в эскизе ниже – остатки кроя прикладываются к нужному месту и заклепочник замоноличивает конструкцию.

 

Деревянный сруб, аранжированный пристройками из металлопрофиля.

Сложность такого применения металлопрофиля — не в технологии и не в конструкции. Основная сложность – в восприятии такого рода форм, скажем точнее – в их приятии. Надо увидеть себя, красавца и умницу, в таком доме, полюбить себя,  нестандартно мыслящего, выбравшего эти кручено-верченые формы! В Японии таких сложностей, почему-то, нет, а у нас… пока сосед не сделает подобный шаг первым – мы не двинемся с места!

Цилиндрическая форма с вьющимся рисунком металлопрофиля – входной узел, направляющий посетителя направо в прихожую , или налево – в общественную зону дома – гостиную и кабинет.  В двухэтажном срубе размещены собственно жилые помещения.

На противоположном  фасаде, ориентированном на участок, размещена еще одна цилиндрическая форма. Это, представьте себе, — бассейн, скорее водная дорожка – диаметр цилиндра  до 2-х  метров – больше не надо. Больше – это для гостей, для них бассейн можно сделать на участке, а водная дорожка – для себя, на втором этаже, на уровне спален.  Есть еще вертикальный цилиндр малого диаметра, также оформленный вьющимся мотивом – это  лестница, позволяющая попадать в домашний бассейн с уровня земли, как и в подвальную часть дома.

Большой  пролет гостиной потребует дополнительных опор – на этих эскизах они предложены в дереве и связаны между собой балконной галереей, выход на которую — с уровня спален. Объём, выделенный для кабинета, на эскизе опущен  ниже уровня земли. Так продиктовал рельеф, для которого делался эскиз. Однако, с тем же успехом, кабинет может оторваться от земли и взлететь на уровень второго этажа – особенно, если здесь будут расти садовые деревья. Тогда сквозь оконные проёмы можно будет дотягиваться до созревших плодов.